заказать дизайн
Юзабилити. Аудит Юзабилити Сайта

Юзабилити. Аудит Юзабилити Сайта

Юзабилити рассматривает несколько основных факторов, среди которых:

 

- Простота использования интернет ресурса. Определяется тем, как быстро посетитель, впервые вошедший на сайт, осваивает с использование инструментов (навигация, фильтры и т.д.) интернет ресурса.

- Эффективность использования интернет ресурса. Насколько быстро клиент, научившийся пользоваться сайтом, решает свои вопросы?

- Запоминаемость. Интуитивно, легко запоминается посетителем интернет ресурса работа на сайте при повторном открытии веб-страниц?

- Ошибки при работе с сайтом. Часто ли пользователь ошибается, решая на сайте свои задачи? Насколько эти ошибки серьезны, легко ли их исправить?

- Удовлетворение от работы с сайтом. Нравится ли посетителю работать с системой, и если да, то в какой мере?


По данным статистики, каждые 6 пользователей из 10 не могут найти в интернете нужную информацию. Одна из главных причин заключается в пренебрежении правилами юзабилити, в результате чего на поиск уходит больше времени и работа оказывается малоэффективной. Надо иметь в виду, что, во-первых, пользователи не читают тексты на сайтах так же, как книгу или газету. Они бегло просматривают страницу, пытаясь «зацепиться взглядом» за интересные им слова или выражения. Во-вторых, пользователи перемещаются по сайту не после того, как оценят и взвесят все возможности и выберут лучшее, а выбирают наиболее подходящий вариант из первых попавшихся.

 

Сравнивая два веб-ресурса с разным уровнем юзабилити, можно отметить:

 

- при равных расходах на рекламу «удобный» сайт получит больше клиентов, чем «неудобный», и стоимость обращения через такой сайт будет более низкой;

- комфортабельная работа на сайте делает пользователя лояльным к компании, что выражается в повторных посещениях и покупках;


Усредненная  схема разработки сайта с высоким уровнем юзабилити выглядит следующим образом:

 

Определение цели

 

В начале работы следует определить поставленные перед сайтом цели:

 

- зачем он создается?

- для кого (целевая аудитория)?

- в какое время посетители будут на сайте и что они должны на нем делать?


Для конкретного сайта, в зависимости от сложившейся ситуации и целевой аудитории, дополнительно могут быть поставлены и другие цели.

 

Сбор данных от пользователей

 

Эти сведения нужны по той простой причине, что сайт делается, в конечном итоге, для людей. Для сбора данных существуют различные способы, в т.ч. тестирование юзабилити, логи серверов и обратная связь. При помощи полученной информации можно определить, в какой мере сайт (если он уже работает) удовлетворяет посетителей.

 

Разработка прототипа

 

Для первой серии тестов достаточно сделать прототип интерфейса, без графики и с минимальным количеством текста. Этого достаточно для того, чтобы получить вполне объективные данные с комментариями пользователей.

    

Подготовка и размещение контента

 

При подготовке текстовых материалов следует помнить главное — сайт обязан быть полезным и интересным для целевой аудитории. По этому принципу следует отобрать имеющуюся информацию. При компоновке материала нужно помнить — чтение с экрана отличается от привычного, с бумажных носителей. Попав на сайт, посетитель быстро сканирует содержимое, выхватывая небольшие отрывки, чтобы определить, нужна ли ему эта страница. И двигается при этом слева направо, сверху вниз. Поэтому самый важный материал размещается вверху, ближе к левому полю. Крупных блоков быть не должно, контент разбивается на маленькие абзацы. Следует выбросить все вспомогательные слова, оставить только фразы с конкретной информацией. Очень полезно использование таблиц и списков. По такому же принципу работают и поисковики — для них то, что в тексте вверху слева, важнее всего остального.

 

Основные принципы юзабилити:

 

Основополагающий принцип юзабилити «Чем проще, тем лучше»; Ведь если пользователь когда-то уже видел что-то подобное (в навигации, элементах страницы или чем-нибудь другом), он будет знать, как этим пользоваться.

 

Общие требования к сайту с позиции юзабилити:

 

- Сайт должен отображаться во всех браузерах и на мобильных устройства.

без значительных погрешностей.

- Интернет ресурс должен хорошо просматриваться при разрешении 1024×768 точек.

- Страница 404, которая сообщает о том, что данного документа не существует, должна быть оформлена должным образом.

- Если на ресурсе присутствует реклама, советую каким-нибудь образом обозначить, что таковое место является рекламой.

- Если на ресурсе ведутся какие-то технические работы, то в обязательном порядке об этой ситуации проинформировать посетителей специальной страничкой, на которой должна присутствовать контактная информация и т.д.

- Не рекомендуется использовать всплывающие окна, так как большую часть посетителей раздражают подобные окна, что в следствии ведет к быстрому уходу с сайта.

- Категорически НЕ использовать прокрутку сайта по горизонтали.

- Использовать трех уровневую структуру сайта, то есть, чтобы посетитель мог попасть в любую статью за три щелчка мышью.


Теперь остановимся на конкретных рекомендациях

 

Любой сайт начинается с главной страницы именно в правильном ее оформлении залог того, что пользователь останется на сайте и превратится в клиента

 

Главная страница должна объяснять, что это за сайт и для чего он был создан, обычно для выполнения этих функций используется слоган и текст приветствия.

 

На главной странице должен быть обзор содержимого сайта, например, выгодные предложения, последние статьи, а также обзор сервисов, например, авторизация, подписка на рассылку новостей

 

Также на главной странице желательно присутствие периодически обновляемой информации: анонсы новостей, корпоративного блога.

 

Меню

 

- Основное меню должно находиться либо сверху слева, либо сверху справа, в общем, в поле зрения пользователя без прокрутки страницы вниз. Основное меню должно находиться в заметном месте, а также ссылки основного меню должны быть не графические, а текстовые.

- Дублированное основное меню также можно разместить внизу сайта.

- Обязательно на главной странице должна присутствовать ссылка на страницу «Карта сайта».

- Хлебные крошки также можно использовать в качестве дополнительной навигации в виде одной строки. Например: Главная > Заработок в интернете > Как заработать новичку.


Графическое оформление сайта

 

- Умеренное количество графики. Не стоит переусердствовать с графикой, так как это значительно увеличит время на загрузку страницы. Графика для страницы не должна превышать 30-50 Кбайт.

- Теги для изображений. Обязательно заполняйте тег «Alt». Это полезно как для пользователей, так и для поисковых машин.

- Никаких заставок при загрузки сайта.

- Ссылка с логотипа сайта должна обязательно вести на главную страницу.

- Размер основного шрифта должен быть не меньше 12 px (что примерно соответствует привычным 10 pt в MS Word) пунктов. При подборе шрифтов следует пользоваться относительными величинами (а не фиксированным размером). При выборе типа шрифта следует ориентироваться на то, что на мониторе (в отличие от бумаги) более удобно читается текст, набранный шрифтом «без засечек». Для справки, шрифты «без засечек»: Arial, Arial Black, Verdana, Tahoma, шрифты «с засечками»: Times New Roman, Georgia.  На сайте не следует использовать более четырех разных цветов текста. Не следует также забывать, что пользователи придают одинаковое значение элементам, которые визуально выглядят одинаково.  е следует использовать только прописные буквы, так как при этом снижается скорость чтения и затрудняется восприятие

- Оптимальное сочетание фона страницы и шрифта — темное светлое или наоборот (контраст).